На минувшей неделе в храме во имя иконы Божией Матери «Достойно Есть» прихожане смогли принять участие в соборных молитвах Димитриевской родительской субботы и воскресного богослужения.

Димитриевская родительская суббота, которая в этом году выпала на первое ноября, имеет многовековую историю. Этот день для повиновения усопших выбран неслучайно, ведь суббота провозглашена днем покоя еще в ветхозаветные времена Моисея. Также в 1380 году незадолго до этого дня победоносное русское воинство возвратилось с Куликова поля.Битва с монголами была похожа на сражения, описанные в священной истории Ветхого Завета, когда на стороне верных был сам Бог. Побеждали не числом и военным искусством, но призванием Его Святого Имени – так поступил и Александр Пересвет с Челубеем. На поле брани в этот день остались 110 000 человек, которые принесли себя в жертву ради избавления от беззаконий монголо-татарского ига. Не смолкала всенародная заупокойная молитва. А ближайшая же к дню памяти великомученика Димитрия суббота стала днем особенно усердной соборной молитвы об упокоении павших русских воинов.

Со временем установленный обычай несколько изменился: к молитве о павших воинах стала присоединяться и молитва об усопших родственниках и обо всех от века почивших православных христианах. Тогда-то Димитровская суббота — так ее называли в память о небесном покровителе князя Димитрия Донского Димитрии Солунском – стала называться родительской. Обычай, установленный в Церкви во времена князя Димитрия Иоанновича, оказался той связующей нитью, которая объединила чувством соборности, церковного единства многие поколения русских людей. В этот день Святая Церковь молилась о воинах, за Веру, Царя и Отечество живот свой положивших, в Отечественной, Крымской, Первой Мировой войнах. Звуки соборной молитвы не утихали и в Димитровские субботы трудных лет Великой Отечественной войны.

Символично, что светлая скорбь о временной разлуке с родными нам людьми прелагается на радость воскресения: в прошедший воскресный день мы вспомнили о связи покаяния с любовью к ближним и к Богу. Об этом говорил на проповеди наш настоятель отец Алексей Чернышев.

- С момента начала существования жизни на земле Господь призывает нас к покаянию. Еще пророки говорили о необходимости изменить наше сознание. Кто из нас может сказать, что народ израильский был не религиозен, не приносил жертвы Богу? Пророк Исайя говорит, что, если бы его послушали, то реки живой воды потекли бы в душах иудеев. В наши же дни мы считаем, что, если мы обратились ко Христу в трудной жизненной ситуации, то мы уже его ученики. Но мы можем вспомнить, что в свое время иудеи отвергли Истину из-за обрядоверия. Но мы знаем, что в повседевной жизни мы уподобляемся им, - отметил батюшка. - В сегодняшнем Евангелии мы слышим о богаче, который, возможно, исполнял законы иудейского благочестия. Но он не имел любви в себе. После смерти богач говорит Аврааму, чтобы он послал Лазаря к его братьям для обличения их. Когда-то Лазарь жил на ступенях его дома, но был презираем. Богач был окружен нуждающимися. Одним из них был Лазарь. Богач же вошел в место мучения, потому что он не видел ближнего. На призыв к Аврааму умолить Бога послать Лазаря хотя бы ради спасения его братьев был дан ответ: «У них есть Моисей и пророки; пусть слушают их. Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят». Это сбылось и сбывается по Воскресении Христовом. Многие из нас суеверны, но не верят в то, что Христос воскрес. Не видим ли мы здесь работы диавольской, которая направлена на разделение человека с Богом? Часто мы встречаем и избирательное принятие Евангелия в нашей жизни. Это приводит к тому, что мы не можем исправить свои страсти. Поэтому не будем удивляться, что многих из нас не слышат, когда мы говорим о Боге. Ведь мы плывем по житейскому морю, совершенно не сопротивляясь волнам, которые накрывают нас. Господь дает нам благодать для исправления, нужно лишь видеть свои недостатки, понимать необходимость их исправления. Нужно совершенствовать каждую частичку души, видеть нужды нашего ближнего. А сочувствие чужим страданиям поможет нам спокойно перенести и наши скорби.

Эти ноябрьские дни надолго запомнятся нам, ведь нашему приходу был сделан подарок: общине посчастливилось внимать замечательному мужскому хору наших московских гостей. Трое ребят несут свое послушание неподалеку от Оптиной пустыни. Примечательно, что они смогли освоить мелодику православного богослужения без полного музыкального образования. Их пение стало подлинным украшением нашего молитвенного приношения Господу. Часть молитвословий прозвучала на греческом языке. А многие из славянских молитвословий, которые были созданы талантливыми христианскими композиторами, были особенно возвышенными и одухотворенными.

В статье использованы материалы сайта «Православие и мир»