6 декабря Православная Церковь празднует память святого благоверного князя Александра Невского. В нашем храме богослужения этого дня были особенно молитвенным, ведь в этом году день памяти святого совпал с попразднством Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В своей проповеди настоятель храма обратился к духовному пути князя Александра. По словам отца Алексея, пример жития святого указывает на то, что никакие сложности жизни в миру не могут помешать тому, чтобы мы смогли положить начало собственному исправлению.

Князь вырос в обычной для того времени среде, которая имела в своей основе немало греховного. К примеру, у его отца, Ярослова Всеволодовича, было три жены. Из истории Церкви мы помним о том, что вопрос о нарушении святости таинства брака неоднократно поднимались на соборах Русской Церкви. Одним из таких соборов был Владимирский. Он состоялся в 1274 году, а его решения приводились в жизнь как раз перед рождением святого благоверного князя. На Соборе была принята переведенная с греческого Кормчая книга, которая содержала правила христианской жизни, среди которых были составленные самими святыми апостолами и отцами Церкви. Мы видим, что Церковь в то время обличала беззакония мира — русский Номоканон не делал исключений и для власть предержащих. Как мы отметили выше, в числе согрешающих против Православного Устава был и князь Ярослав: четвертое и пятидесятое правило Василия Великого без милосердия обличали отца Александра Невского.

Святые Отцы нарушение единобрачия считали бесчестьем для христианина. К примеру, святой Василий Великий указывает на то, что Сам Господь не считает подобные союзы браком, но многоженством или блудом. Ведь Господь говорит самарянке, переменившей пять мужей: Тот, которого ныне имеешь, не муж тебе ( Ин. 4:18 ). Такие люди, по словам святителя, недостойны называться именами мужа или жены. Василий Великий писал: «На троебрачие нет закона, поэтому третий брак не составляется по закону. На таковые дела взираем, как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению их не подвергаем, как лучшие, нежели распутное любодеяние».

— Как мы видим, семья князя не была предана христианской вере во всей ее полноте, - отметил отец Алексей. —Благоверный Александр, несмотря на это, возмужав стал с ревностью исполнять свое послушание — оберегать своих подданных по закону Божьему. Отметим, что принятие святых монашеских обетов стало итогом его жизни. А ведь их принял политик, в жизни которого было немало искушений. Александр Ярославич смог безукоризненно вынести все эти нелегкие испытания. Для нас важно понять, что и нам следует идти этим трудным, но спасительным путем, нам ни к чему оправдываться тем, что не можем не соблазняться чем-либо мирским, тем, что не можем не грешить, - в завершение проповеди пояснил отец Алексей.

Господь не попустил князю смерти на поле брани. Но Александр все же положил свою душу за русский народ. Он поехал ходатайствовать за русский народ в Орду. Святой князь не мог равнодушно перносить бедствие своего народа, которое состояло в том, что ханы заставляли покоренных ими русских ходить вместе с ними в походы на христианские земли. Князь приехал в Орду, несомненно рискуя при этом своей жизнью, для того, чтобы уговорить хана не посылать русских на войну против христиан. Александр добился своего, но на обратном пути из Орды он смертельно заболел, по всей вероятности став жертвой отравления.

Успение князя Александра не отдалило его от нас. Напротив — мы приобрели для себя великого молитвенного заступника. Ведь как православные христиане мы несомненно верим Святому Писанию, в котором сказано, что наш Бог не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы ( Лк. 20:38 ).

Из этих евангельских слов легко уяснить то, что указал нам Сам Бог — в чудесных знамениях, сопровождавших кончину святого. Говоря об их значении, важно помнить о том, что при жизни князю приходилось лавировать между наступавшими на русскую землю иноземцами-латинянами и монголами. Немало людей, за которых князь отвечал перед Богом, при этом страдало. Скорби очищали русский народ — а более всего его праведного правителя. Господь явно показал это людям, собравшимся на отпевании князя. Князь — как живой — принял разрешительную грамоту из рук митрополита Кирилла. И в этом выразилось то, что по предстательству князя грехи всего народа были прощены. Именно от этого события началось всенародное почитание святого, которого еще при жизни назвали Солнцем земли русской.