Покаяние - это наше примирение с Богом.
Святой Иоанн Лествичник

22 марта в храме во имя образа Божией Матери “Достойно есть” состоялось воскресное богослужение. В этот день Святая Церковь совершает празднование памяти сорока севастийских мучеников. К слову, четвертая неделя Великого Поста посвящена также и святому преподобному Иоанну Лествичнику.

Труды этого подвижника благочестия ведут нас к нравственному совершенствованию. В центре Поста Церковь говорит о молитве, Посте - о нравственном совершенствовании, которое совершается через борьбу человека с самим собой.

Вот, что говорит об этом святой преподобный Иоанн:

- Покаяние - это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, чтобы обновить наш союз с Богом, наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миром с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся - это тот, который заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние - это наше примирение с Богом. И достигается это через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние - это очищение нашей совести. Покаяние - это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль.

По словам нашего настоятеля священника Алексея Чернышева, некоторые из нас думают, что их нрав - это их дело, что это не мешает никому, но ведь мы все так или иначе вымещаем свои страсти на ближних.

Но само церковное предание обличает подобные мысли. Митрополит Антоний Сурожский писал об этом следующим образом: “Память и личность святого Иоанна Лествичника предлагаются нам сейчас, когда мы восходим к страстным дням, в пример того, как благодать Божия может обыкновенного, простого человека претворить в светильник миру”.

Отец Алексей также пояснил нам, как следует понимать богомыслие преподобного Иоанна в русле православной традиции:

- Действительно, “Лествица” (в переводе на русский - “Лестница”) преподобного Иоанна ведет нас ко спасению через отречение от мирских забот, плотских страстей, через стяжание добродетелей. Завершается эта книга повествованием о вере, надежде и любви.

Большинство из нас в той или иной мере знакомо с духовным наследием святого Иоанна. Однако в нашей повседневной жизни мы часто становимся свидетелями того, как человек останавливается на чем-либо: например, на отречении от гордыни или от гнева.

Отметим то, что многие из нас в духовной жизни не могут выдержать несколько другие вызовы. Люди часто останавливаются на понимание Христианства как учения, которое основано исключительно на добродетелях. Но мы знаем, что добродетели были известны еще античному миру. Но ведь они не есть главное в христианском вероучении: смысл жизни христианина состоит в непрестанном общении с Богом.

Интересно было бы в этой связи рассмотреть 36-ой псалом. Вот что псалмопевец говорит в нем о спасении:

Уповай на Господа и делай добро; живи на земле и храни истину. Утешайся Господом, и Он исполнит желания сердца твоего. Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит, и выведет, как свет, правду твою и справедливость твою, как полдень (Пс.36:3-6).

Святитель Афанасий Великий писал в толковании на эти стихи о том, что в будущем веке, как сказал сам Господь,

праведницы просветятся яко солнце (Мф. 13:43). Свет же правды - ведениe; поскольку правда есть мерило добродетелей. А правда - это сам Господь наш Иисус Христос.

- Поэтому давайте вспомним о том, что Господь говорит о Посте и молитве только как о средствах к обретению душевного мира и спасения. То же самое касается и добродетели, - подытожил отец Алексей.

- Очевидно, что как православные христиане мы должны оценивать все наши поступки с точки зрения любви. Если мы не справляемся с этим, то Всевышний всегда дает нам время на покаяние. Как ни прискорбно, но очень часто мы не желаем слышать Бога. Хотелось бы пожелать нашей общине того, чтобы мы не шли этим лукавым путем, но оставшееся время Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы мы употребили на научение заповеди любви и, конечно же, на ее исполнение. В завршение скажу о том, что наступающая радость о Воскресении Христовом должна оставаться в наших сердцах на протяжении всей жизни, а не только в пасхальный период.

В нашем храме традиционно пекут угощение в виде жаворонков. Связано это с народным праздником весны, совпадающим с днем памяти сорока севастийских мучеников.