В этом году первая седмица Великого Поста выпала на период с 23 февраля по 1 марта. В храме во имя иконы Божией Матери «Достойно есть» у прихожан была возможность молиться в это время каждый день. Многие из прихожан ею воспользовались, взяв отгулы или отпуск. Отрадно, что среди молящихся были также и те, кто уже в весьма почтенном возрасте - они нашли силы посвятить эти дни Богу, приобщиться к благодати богослужений Великого Поста.

Между прочим, традиция поста, имеет ещё ветхозаветное установление. По словам отца Андрея Кураева, даже в иудейской среде рубежа Ветхого и Нового Заветов была привычка поститься два раза в неделю - обычно по вторникам и четвергам. Соответственно, христиане, чтобы их не упрекали в отсутствии поста, решили поститься в среду и пятницу - в память предательства и Распятия Господа нашего Ииисуса Христа.

После соборной молитвы первой седмицы Святой Четыредесятницы приходская молодежь собралась на беседу посвященную Посту. Беседу проводил настоятель нашего храма священник Алексей Чернышев. Батюшка напомнил нам о том, что Великий Пост имеет миссионерское происхождение. Эти 40 дней вначале постились не христиане, а язычники, которые хотели принять Крещение. Великий Пост первоначально зародился в христианской церковной среде как пост солидарности с оглашенными, как сугубое время молитв не столько о себе даже, а молитв о тех людях в том мире, в котором мы живём и который мы надеемся привести ко Христу.

Известный православный богослов протопресвитер Александр Шмеман говорил о том, что в самом начале Великого Поста мы ощущаем тот исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, - это проявляется тогда, когда мы совершаем Великий Покаянный канон святого Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста.

Некоторым участникам нашего обсуждения запомнились сочинения отца Александра о Великом Посте. Отметим, что он весьма интересно говорил о том, как можно описать покаянный канон. Так,он уподоблял его плачу, раскрывающему нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающему душу отчаянием, раскаянием и надеждой. Шмеман писал о том, что святой Андрей с исключительным искусством переплетал с исповеданием грехов и раскаянием великие библейские образы - Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и Потоп, Давида, Обетованную Землю, а также Христа и Его Церковь. Канон дает нам ощущения того, что события Священной Истории в нем являются как события нашей жизни, дела Божии в прошлом - как дела, касающиеся нас и нашего спасения, трагедия греха и измены - как наша собственная трагедия.

Это созерцание Писания вводит нас в совершенно иную духовную культуру, призывает нас принять совершенно иное понимание человека, его жизни, его целей, его духовных «мотиваций». Канон восстанавливает в нас мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным.

На нашем молодежном собрании мы говорили о различных правилах Четыредесятницы. Одно из важнейших правил - это запрещение совершения божественной литургии в будние дни недели в течение Великого Поста. Устав ясно гласит, что ни в коем случае не должно совершать божественной литургии от понедельника до пятницы включительно, кроме как если Благовещение случится в один из этих дней. Однако по средам и пятницам совершается, соединенное с вечерней, особое богослужение, называемое литургией Преждеосвященных Даров, за которой можно причащаться.

Общеизвестно, что Евхаристия - это праздник Церкви, или, еще лучше сказать, - сама Церковь как праздник, как радость о присутствии Христа, как предвкушение вечной радости в Царствии Божием. Зная это, легко понять то, что, когда мы постимся, мы изображаем собою Церковь, представляя собою странников на пути к Царствию Небесному. Поэтому в дни особого покаяния первой седмицы Великого Поста мы не служим полной литургии из-за ее торжественности, но укрепляем свой дух принятием таинства Святого Причастия, причащаясь Святыми Дарами, которые освящаются по воскресньям. Полная литургия также совершается и в субботу. Но суббота и воскресенье - это дни особого воспоминания о Сотворении Мира и Воскресении Христовом.

О богослужебных особенностях этих дней вы узнаете из последующих наших материалов. А в завершение нашего разговора хотелось бы передать то, что отец Алексей призвал нас вдумчиво относиться к мере поста, определяя ее по совету духовника. Также батюшка напомнил нам о том, что в Пост все мы должны последовать за Христом, явив нашу веру тем, кто пока еще пребывает вне Церкви Христовой, а также приблизиться ко Господу через покаяние и исправление наших грехов.