Праздник Покрова Божией Матери был установлен на Руси в княжение св. благоверного князя Андрея Юрьевича Боголюбского (1155 – 1174 гг.) Основанием послужило константинопольское чудо 910 года, описание которого сохранилось в житии св. Андрея Константинопольского, Христа ради юродивого.В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: «Се убо, егда слышах – помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая». В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя».

Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту.В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке. Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

В праздничной проповеди настоятель храма в честь Образа Божьей Матери «Достойно Есть» Алексей Чернышев говорил: сегодня дорогие братья и сестры мы особо чтим память Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, и праздник этот издавна называем мы Покров Пресвятой Богородицы.

В X веке во время очередной осады Константинополя верующие этого города молились во Влахернском храме, где почивала риза Пресвятой Богородицы. Все молитвы были обращены, чтобы Матерь Божия явила заступление этому городу, чтобы Она пощадила тех, кто взывает к Ее святой помощи. В этот момент блаженный Андрей Христа ради юродивый, который находился в храме, увидел как Богомать с ликом святых и ангелов предстоит престолу Божию и слезно умоляет Господа даровать милость всякому верующему в Него человеку.

Когда блаженный Андрей увидел это, он обратился к своему ученику и спросил его: «Видишь ли ты?» На что он ответил ему: «Вижу отче и ужасаюсь». Еще некоторое время они наблюдали это дивное явление и все в один момент прекратилось. Сколько мы встречаем подобного рода описаний в житиях святых? Помните, преподобный Серафим Саровский во время входа с Евангелием также созерцал, как Господь Иисус Христос незримо присутствовал во время богослужения и совершал это священнодействие.

Мы помним, когда преподобный Сергий совершал литургию, многие молящиеся, видели сослужащих ему ангелов и огонь исходящий из Святой Чаши и еще многое множество подобных явлений.Почему именно Покров мы празднуем, почему мы не празднуем день явления Христа преподобному Серафиму Саровскому? И что самое интересное Покров, это праздник который чествуется только в Русской Православной Церкви. Несмотря на то, что он родился в Константинополе и все эти события в какой-то мере чужды для нашего отечества, но именно русский человек полюбил этот праздник.

Почему? Наверное, это не просто воспоминание явления. Это даже не просто очередной праздник, в котором мы почитаем Пресвятую Богородицу. Это праздник, который свидетельствует о близости Бога. Богослужение это тот момент, когда небо становится ближе, когда соединяются воедино Церковь земная и Церковь небесная, когда святые незримо предстоят здесь с нами и вместе совершают бескровную Жертву. Особенность русской веры заключается в том, что русский человек не всегда ищет глубокого филосовского или богословского осмысления. Он верует потому, что так должно быть.

Потому, что так заповедал Господь. Он всегда стремиться к тому, чтобы веровать истинно, веровать искренне, чтобы эта вера была запечетлена в его сердце. И вот сегодняшний праздник, возможно лишен какого-то богословского осмысления, но он близок человеку потому, что он показывает насколько бывает близок Господь. Мы всегда думаем о том, действительно когда мы являемся верующими людьми, как на тот или иной поступок посмотрит Господь. Как Он отреагировал бы, если бы Он находился сейчас здесь рядом со мной? Сегодняшний день напоминает нам о том, что Господь на самом деле намного ближе, что, то общение святых и общение людей живущих здесь на земле вполне реальные вещи и вполне возможны.

И памятуя об этом, мы чествуем сегодня Пресвятую Богородицу, которая покрывает всех нас Своим честным омофором.