23 ноября в храме во имя образа Божией Матери «Достойно есть» настоятель храма иерей Алексей Чернышев совершил воскресное богослужение. После молебна из проповеди нашего настоятеля прихожане узнали о том, что в следующее воскресенье божественная литургия впервые состоится в помещении строящегося храма. Отныне все воскресные и праздничные богослужения будут совершаться в нем. Интересно, что на большое значение, которое имеет подобная практика для благочестия, указывал еще святой Афанасий Великий.

Проповедь же читаемая после Евангелия, была посвящена притче о милосердном самарянине - ведь к этой притче сегодня обращалась Православная Церковь. Предваряя толкование этой притчи, отец Алексей указал на некоторые реалии современной духовной жизни нашего общества:
- Нам следует обратить внимание на то, что в нашем современном обществе, в том числе и церковном, то, что должно служить основой нашей веры, воспринимается как второстепенное. Сегодня люди не понимают даже того, зачем они молятся. Разве молитва является добродетелью? Конечно, это средство к стяжанию добрых дел. Но это не есть само спасение. Многие вычитывающие акафисты и псалмы хвалятся этим на исповеди, думая, что они сделали все, что нужно для их спасения. Но они относятся очень избирательно к определению того, кто есть ближний для них. И каждый из нас считает себя имеющим право поучать, обличать чужие согрешения.

По словам нашего настоятеля проблема непонимания того, как верующим слудует относиться к нашим ближним имеет еще ветхозаветные корни:
- В наши дни ближние стали для нас незаметными. Мы уподобляем себя ветхозаветным служителям, проходя мимо нужд нашего ближнего. В сегодняшнем Евангелии мы слышим о том, что люди, которые несомненно считали себя спасенными, проезжают мимо человека, который находился в беде. Один лишь самарянин, вероотступник — осознающий или же даже совсем не осознающий этого — остановился для того, чтобы помочь страждущему. Более того — он позаботился о его исцелении и даже о его приюте. Известно, что эта притча была рассказана для вразумления некоего юноши, который искал себе оправдания в Законе. Возможно, что он также считал себя спасенным. Возможно и то, что он даже не хотел знать, что нужно для спасения в реальности, но все же он пришел к Учителю. Господь возвестил ему ответ. Ответ о том, что нужно обратить саму жизнь в служение любви. Любви к ближним и к Богу. А молодой человек был уверен в том, что соблюдения заповедей вполне достаточно для спасения.

Многое в духовном мире нам непонятно и сегодня
- Мы вступили на пути, лежащие в области духовного мира. А из осмысляемого нами сегодня снисхождения Сына Божьего к ветхозаветному юноше мы можем уяснить нечто важное для себя — а это то, что нужно нам, для того, чтобы идти по пути спасения: нам следует ставить себя на место людей, с которыми мы общаемся, а не похваляться своим опытом и «праведностью», превозносясь до небес, - отец Алексей обозначил одну из самых важных направляющих для нашей духовной жизни.

Что же это может дать нашим ближним и даже нам самим?
Для того, чтобы все мы смогли понять основы духовной жизни святые отцы в свое время написали тексты для Патерика. Для осознания того, что без служения любви нам не обрести спасения мы вспомнили случай с аввой Псоем и его учениками: «Учитель решил отправиться вместе со своими учениками на гору, чтобы посмотреть на Христа. Чтобы это стало возможным, они долго и усердно молились об оставлении своих грехов. Идя в гору, ученики аввы шли впереди. На своем пути они встретили нищего калеку. Узнав, что они идут смотреть Христа, этот человек тоже запросился с ними. Но ученики оставили его сидеть на месте, сочтя его недостойным. Ведь они шли ко Христу с благословения аввы, у них не было времени помочь нищему, тем самым замедлив свой путь. Авва же, как мы помним, шел следом за учениками. Когда он увидел опечаленного калеку, то он обратился к нему со словами утешения. А затем он (почтенный старик!) понес его на своей спине. Учитель сделал то, что должны были сделать его ученики. Молодые давно сумели дойти до места. С нетерпением они ожидали авву. И тут они увидели его несущим на спине Человека. И это был Сам Христос. По мере приближения к ним Он делался все менее заметным — пока черты Спасителя совсем не изгладились с лица нищего».

В завершение своей проповеди отец Алексей отметил то, что для нас важно уяснить из этого случая то, что презрение к ближним лишает нас связи с Богом. Будем же и в обыденной жизни видеть нужды наших ближних. Не будем судьями и учителями для них — ибо Спаситель призвал нас сотворить милость, показав нам ее образ через добрые дела милосердного самарянина. Евенгелие ясно говорит нам о том, что подобную милость нам следует проявлять к каждому, кто встретится на нашем жизненном пути.