17 марта, в неделю первую Великого поста, когда Церковь празднует Торжество Православия, в храме в честь образа Божией Матери «Достойно есть» была совершена Божественная литургия. После чтения Евангелия настоятель храма священник Алексий Чернышев обратился к собравшимся со словами проповеди.

Во имя Отца и Сына с Святого Духа!

Направим наши мысленные взоры к тому времени, когда Церковь Христова была одолеваема различными лжеучениями, нестроениями и теми разладами, которые терзали Церковь и души людей, ищущих Господа. В 843 году, когда окончательно было утверждено Торжество Православия над другими лжеучениями, был установлен и сегодняшний праздник.

Вообще, что значит слово православие? В древнем церковном понимании существовало два типа рассуждения, два мнения: православие («ортодоксия») и такое понятие, как ересь или лжеучение (по-гречески «гетеродоксия»). В то время многих беспокоил вопрос веры. Он являлся одним из ключевых вопросов деятельности человека. Еще апостол Павел, придя в Ареопаг и заметив интерес к вероучениям жителей Афин, говорит им: «Вы во многом упражняетесь в поисках истины». Подобные настроения присутствовали в обществе и много веков спустя, и, наверное, до сего дня поиск истины присутствует в душах и умах людей.

Но о глобальном увлечении человечества поиском истины мы сегодня говорить не можем, как не можем утверждать и само подлинное понимание самим человеком этого духовного поиска. Более того, во многих случаях, мы не можем говорить и о том, что простой человек может отличить «ортодоксию» от «гетеродоксии», или же о том, что он способен отделить в своем понимании различные лжеучения от учений Церкви – от той веры, которую передали нам святые апостолы и отцы Церкви. Я бы даже сказал, что сегодняшнее непонимание веры человеком часто похоже не на намеренное искажение веры, а на какое-то недопонимание или на обычное незнание. Человека, не знающего основ веры, нельзя обвинять в ереси или лжеучении. Вопрос понимания веры, вопрос ее изучения – это вопрос времени, и в процессе своего пути к Богу, наверное, человек и научается той самой истине, которую Господь открыл людям.

Тем не менее, Церковь из года в год празднует Торжество Православия. Как мы знаем, всякое церковное празднование имеет целью не только вспомнить некогда случившиеся события, но и обратить эти события к реальности личного бытия человека. Существует ли сегодня для нас с вами, дорогие братья и сестры, угроза потери православия? Висит ли над нами угроза потерять веру Христову? Каждый день человек подвергается тем или иным соблазнам и искушениям, каждый час над нами висит угроза потери общения с Богом. Ведь потеря православия, потеря веры – это потеря возможности общения с Господом, и для каждого из нас это актуально. Каждый из нас в разный период жизни способен потерять веру, равно как и приумножить ее; каждый из нас лучше знает, что для него является тем самым камнем преткновения веры… Но мы всегда должны помнить, что православие – это не только обряд; православие — это не только свод законов, не только торжественные богослужения, это даже не только святые отцы… Православие — это наша жизнь, наполненная Богом. Если для человека не открывается возможность живого общения с Богом, то все остальное может стать для него бессмысленным. Такой образ верования без Бога, как живого источника благодати можно сравнить с обычным развлечением, но никак не с исправлением своей жизни и совершенствованием своей души.

Сегодня мы читаем отрывок из Евангелия, где Христос призывает на служение сначала апостола Филиппа, а затем и Нафанаила. В своем обращении к Нафанаилу Филипп говорит: «Обрел я того о котором говорил Моисей и пророки – Иисуса, сына Иосифа, из Назарета». На что тот отвечает ему: «Может ли что хорошее быть из Назарета?». Он ответил так, потому что спасение Израиля должно было прийти из рода Давидова, из города Давидова, а Назарет тогда находился в области Галилейской. И вот, казалось бы, что может быть доброе из Назарета... Конечно, об истории Рождества Христова Нафанаил в тот момент не знал. Но когда он встречается со Христом, Господь говорит ему: «Прежде чем тебя позвал Филипп, под смоковницей я видел тебя». И Нафанаил отвечает: «Ты – Сын Божий, ты – Царь Израиля». Он исповедует Христа Мессией, Спасителем. Почему? Потому что под той самой смоковницей он молился о том, чтобы Господь открыл ему истину.

Бог открывается нам в личном общении с Ним, в молитве. Бог дает о себе знать не через убеждение, а через наш личный опыт общения с Ним. Мы можем проследить за собой, теряем ли мы общение с Богом, теряем ли мы связь с Ним. Чем чаще мы молимся, чем более искренне мы произносим слова молитвы, тем мы ближе к Богу. Вспомним слова Христа, когда он видит Нафанаила - «это воистину израильтянин, потому что в нем нет льсти», то есть нет лукавства. Когда искренне произносятся слова нашей молитвы, когда искренне происходит наше общение с Богом – тогда это означает, что мы не потеряли общение с Ним. Когда мы понимаем, что Господь присутствует в нашей жизни не формально и не просто, как часть нашего увлечения, когда мы ощущаем потребность в общении с Господом, тогда мы находимся на пути ортодоксии – Православия!

И в сегодняшний день, в первый воскресный день Великого Поста, Церковь напоминает нам о важности присутствия Бога в нашей жизни. Напоминает нам об этом, как о самом главном способе спасения и наследия вечной жизни, как о самом важном смысле бытия человека. Приближаясь к Богу, человек приближает к себе и все то божественное благо, которое Господь подает этому миру и, тем самым, человек становится способным и к совершению добродетели, и к познанию Бога, как Истины.

В сегодняшний день в большей степени задумаемся о присутствии Бога в нашей жизни, в большей степени обратим внимание на то, насколько мы взращиваем в себе то самое православие, которое когда-то святые апостолы, приняв у Христа, через святых отцов Церкви передали всему миру. Будем стремиться укреплять в себе самих нашу веру, памятуя о том, что это не только убеждение, но и образ жизни человека.
Аминь.