Непрестанное Причащение как основа духовной жизни
Духовная жизнь немыслима без благодати Божьей. Все мы знаем о том, что благодать подается нам через таинства Церкви. А самым важным таинством (наряду с Крещением) для православных христиан является Причастие. Как известно, это таинство было установлено для нас Самим Господом на Тайной Вечере. В Писании момент установления таинства описан евангелистами Матфеем, Марком и Лукой ( Мф. 26: 26-28, Мк. 14: 22-24, Лк. 22: 19-20 ). Наиболее полно это событие отражено у евангелиста Луки: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается».
Таинство Евхаристии было прообразовано еще в Ветхом Завете — этот момент хорошо разъяснен митрополитом Иларионом Алфеевым в книге «Православие»:
— О том, как происходила пасхальная вечеря во времена Иисуса Христа, мы узнаем из книги Исхода, где описано установление Богом праздника Пасхи, а также перечислены основные правила, по которым должна совершаться пасхальная трапеза. Эта трапеза представляла собой семейный ужин, совершавшийся 14 нисана. Основным блюдом пасхальной трапезы являлся агнец, который должен был быть запечен на огне и съеден всеми членами семьи с пресным хлебом и горькими травами (в воспоминание о горечи египетского рабства). Есть его надо было с поспешностью: члены семьи должны были быть препоясанными и обутыми, с посохами в руках. Ведь первая пасхальная трапеза была совершена евреями перед исходом из Египта: этим и был обусловлен ее походный характер. После исхода из Египта пасха становится воспоминанием об исходе как о самом славном событии из истории Израиля. Пасхальная трапеза имела литургический характер. Ее можно назвать священной трапезой, потому что на ней от начала вечери до ее окончания доминировали религиозные переживания, а традиционные праздничные блюда были подчинены религиозной идее.
От этих ветхозаветных обрядовых переживаний, которые когда-то напоминали избранному народу о присутствии Божьем, мы переходим к новозаветному таинству, через которое мы принимаем в себя самого Бога через вкушение Его Тела и Крови под видом хлеба и вина. О важности Святого Причастия нам говорит сам Господь: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную»(Ин. 6: 54); «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни»(Ин. 6: 5З). Об образе жизни первых христиан в зарождающейся Церкви пишет и апостол Лука: «Они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах»(Деян. 2: 42).
Важность великого таинства Церкви обозначается и в апостольских правилах, освященных авторитетом Вселенских Соборов. Святые отцы, заседавшие на них, именно на основе этих правил созидали Христианскую Церковь и богословие. К нашей теме о важности Святого Причастия относится девятое правило. В нем говорится также и о важности церковной дисциплины: «Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и Святом Причащении до конца, как производящих безчиние в церкви, подобает отлучать от церковного общения». Из этого правила мы можем уяснить то, что Причащение Святых Христовых Таин на литургии является общеобязательным.
Антиохийский собор, прошедший в IV столетии, следуя святым апостолам, подтверждает их вышеприведенное правило: «Все входящие в церковь и слушающие священные писания, но по некоему уклонению от порядка не участвующие в молитве с народом или отвращающиеся от Причащения святой Евхаристии, да будут отлучены от Церкви до того, как исповедаются, окажут плоды покаяния и будут просить прощения, и таким образом возмогут получить его».
Таким образом, в лице отцов Антиохийского Собора мы видим наиболее авторитетное истолкование этого апостольского правила.
В современной церковной жизни мы часто встречаемся с феноменом ложного благочестия, которое приводит многих к практике редкого Причащения. Святые отцы ближайшего к нам времени (по сравнению с апостольским веком) весьма строго свидетельствуют о том, что всем нам необходимо соблюдать апостольские правила. Никодим Святогорец и Макарий Коринфский не находили оправдания искажению апостольских правил уже в девятнадцатом столетии: «О человек! Ты недостоин Причастия? Тогда ты недостоин и слышать молитвы литургии. Святой Дух нисходит не только на предлежащие Святые Дары, но и на эти песнопения». Думается, что и сегодня сложно как-либо оправдать наши отговорки, служащие нам оправданием по поводу редкого Причащения.
Отметим, что также и 80-ое правило святых апостолов изъясняет нам отношение Церкви к необходимости соблюдения заповеди о субботнем дне: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру (священно- и церковнослужителям), или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия, которым бы надолго устранен был от своей церкви, но, пребывая во граде, в три воскресных дня в продолжении трех седмиц (недель) не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет удален от общения». Известно, что в древности христиане каялись, когда не могли в этот и в другие дни приступить ко Святым Тайнам по веским причинам. Часто в таких случаях они молились вместе с оглашенными и теми верующими, на которых были наложены церковные прещения (епитимии).
Другого отношения к евхаристической практике при жизни великих учителей Церкви попросту не могло быть. К примеру, Григорий Богослов свидетельствовал, что Священнейшее Тело Христово, когда достойно приемлется, для воюющих является оружием, для удаляющихся от Бога – возвращением, немощных укрепляет, здоровых веселит, болезни лечит, здоровье сохраняет. Благодаря ему мы легче исправляемся, в трудах и скорбях делаемся более терпеливыми, в любви – более горячими, в знании – более утонченными, в послушании –более готовными, к действиям благодати – более восприимчивыми. А для тех, которые причащаются недостойно, последствия противоположные, потому что они не запечатаны честной Кровью нашего Господа.
Преподобный Феодор Студит также чудесно описывает пользу, которую каждый получает от частого Причащения: «Великую силу имеют слезы, умиление, но прежде всего и более всего – Причащение Святынь, по отношению к которым, видя вас, не знаю почему, расположенными нерадиво, я очень удивляюсь. Если будет воскресенье, вы еще приступаете к Таинству, если же Литургическое собрание случится в другой день – никто не причащается».
Последует его мысли и божественный Кирилл Александрийский: «Если мы вожделеем вечной жизни, то да молимся, чтобы был в нас Податель бессмертия, да не будем удаляться от благословения, то есть от Приобщения, как делают некоторые нерадивые. И да не устраивает нам искусный в коварстве диавол ловушку и сети в виде вредного благоговения по отношению к Божественному Таинству. Но что ты мне говоришь: «Вот, Павел пишет, что кто ест Хлеб и пьет Чашу Господню недостойно, в осуждение себе ест и пьет. Итак, я, испытав себя, вижу себя недостойным причаститься». На это я тебе отвечаю: «Когда же ты будешь достоин? Когда ты себя поставишь пред Христом? Если ты будешь бояться всегда своих мельчайших прегрешений, то знай, что, будучи человеком, ты никогда не перестанешь их делать, и так и останешься навек совершенно непричастным спасительной Святыни».
Между прочим, святой Тимофей Александрийский даже бесноватым позволял причащаться каждое воскресенье, если они не хулят Божественные Дары. Разумеется, что духовно здоровые христиане по возможности призваны даже и к более частому Причащению.
В завершение мне хотелось бы сказать, что подход к духовной жизни и путям ее у каждого свой собственный. У каждого из нас есть и свои жизненные обстоятельства. Поэтому нам следует обсуждать основные моменты духовной жизни с нашими пастырями, чтобы не отклониться от проверенной веками церковной практики. Поговорив со священником, мы можем определить для себя меру Поста, необходимую нам частоту исповеди. Также, без лукавства и ложных оправданий, нам нужно решить для себя и, конечно же, посоветоваться со священником о том, как часто мы можем приступать к таинству Святого Причастия.
Книга душеполезнейшая о непрестанном причащении Святых Христовых Таин
Автор: Кирилл Белоусов